weestaa (weestaa) wrote,
weestaa
weestaa

П.И.Чайковский в Хаапсалу

Чайковский в Хаапсалу.jpg

Прибыв в Гаспаль, молодой профессор обрел, наконец, отдохновение и успокоение. Былые невзгоды и печали ушли в прошлое. Здесь его посетило вдохновение.

Однажды пожилая эстонка показала ему полуразрушенный епископский замок и на ломаном русском поведала легенду о "белой даме", о времени далеком и жестоком. Так родился замысел здесь же созданного фортепианного цикла "Воспоминания о Гаспале". Открывается он пьесой "Развалины замка", в основу которой легла легенда "о белой даме". Молодой каноник (католический монах) привел к себе в келью женщину, переодетую в певчего. Другой случайно угадал в певчем женщину и пленился ею, но не добился взаимности. Обозленный этим, он донес обо всем епископу. По решению епископского капитула женщину заживо замуровали в стене круглой часовни, а каноника уморили голодом. С той поры в полнолуние, ровно в полночь, в сводчатом окне круглой часовни появляется отражение лунного света - призрак женщины в белом…


В цикл "Воспоминания о Гаспале" вошли также стремительное "Скерцо" и изумительная по красоте и напевности "Песня без слов". Весь этот цикл Петр Ильич посвятил Вере Давыдовой, которая в то время тоже отдыхала в Гаспале. Композитор был увлечен этой красивой, умной, очень музыкальной девушкой, оттого и музыка в цикле звучит живая, радостная и светлая.

Основателем и владельцем крупнейшей московской музыкально-издательской фирмы был в то время выходец из Эстонии Пеэтер Юргенсон.

Уже через год после сочинения ноты "Воспоминания о Гапсале" были изданы, и цикл стал довольно часто исполняться в концертных залах России и за ее пределами. Издатель преклонялся перед Чайковским, он многие годы был единственным издателем произведений и хранителем нотных рукописей композитора. Их верная дружба длилась много лет. Своему другу-эстонцу Петр Ильич посвятил романс "Слеза дрожит".

Известно, что здесь же, в Гапсале, Петр Ильич работал над своей первой оперой "Воевода" о быте и нравах Руси XYII века, о страстях благородных и низменных, о верности и предательстве, о любви возвышенной и несчастной.

Пребывание Чайковских в Гапсале оставило у них приятные воспоминания, и уже в следующем, 1868 году братья вновь посетили Эстонию, на этот раз Силламяэ. Есть предположение о том, что Петр Ильич отсюда ездил в Нарва-Йыэсуу к композитору Эдуарду Францевичу Направнику, с которым был дружен многие годы и которому посвятил оперу "Орлеанская дева".

В третий, и последний, раз П.И.Чайковский посетил Эстонию через много лет, в конце своей жизни. Он несколько дней гостил в Ревеле у своего брата Анатолия - вице-губернатора Эстляндской губернии. Своим друзьям Петр Ильич писал: "Поездку в Ревель я вспоминаю как приятное сновидение...", "Я объедался в Ревеле кильками".

Кильки кильками, а прелестные эстонские народные мелодии и напевы интересовали его в первую очередь.

Вскоре после этой поездки в Эстонию Петр Ильич приступил к сочинению своей, как он выразился, "наилучшей" Шестой симфонии - Патетической. Во второй ее части одна из тем навеяна мелодией эстонской народной песни "Kallis Mari" ("Дорогая Мари").

"Как многое хочется сделать, обдумать, высказать, а смерть из-за угла уже подстерегает", - писал он однажды.

Жизнь великого композитора оборвалась в период наивысшего расцвета сил и таланта. Он заболел холерой случайно, выпив по-рассеянности стакан сырой воды. Умер он 25 октября 1893 года. Море скорби было безбрежно, плакали люди, плакало небо. Перед неотвратимостью смерти все равны. Остается только предполагать, чем бы еще могла обогатиться русская и мировая культура, проживи Чайковский еще хотя бы одно-два десятилетия...

Немецкий поэт И.В.Гете в свое время писал:

Места, где жил великий человек,
Священны: через сотни лет звучат
Его слова, его деянья - внукам.

В Хаапсалу сохранилась улица, на которой жили братья, - она носит имя Чайковского. На месте сгоревшего дома - мемориальная плита. А на берегу залива есть оригинальный памятник под названием "Скамья Чайковского". Создан он на народные деньги, собранные в Эстонии в конце 30-х годов. Скамья сделана из сааремааского доломита, на спинке - бронзовый барельеф композитора и нотная строка фрагмента народной песни "Kallis Mari". Автор памятника - местный скульптор и художник Роман Хаавамяги

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments